Честно сказать, на Борнео мы оказались абсолютно случайно. Просто наступил момент, когда возникла необходимость покинуть укромную и тихую гавань, которую мы облюбовали на Бали, и отправиться за новыми впечатлениями. Планируя улететь на Филиппины, мы обратили внимание, что на пути находится разделенный двумя государствами остров, название которого мы постоянно слышали от множества людей, волею судьбы оказавшихся на нашем пути. Один тот факт, что на Борнео обитают виды животных и растений, которых больше не встретишь ни в одном уголке мира, будоражил воображение. К тому же, Малайзия уже давно заслужила главный приз «Самая лояльная к иностранным туристам страна».  Поэтому оказаться здесь второй раз было бы очень даже неплохо. Да и этот небольшой крюк совсем незначительно увеличивал конечную стоимость перелета до Филиппин в сравнении с прямым рейсом. Вобщем, все звезды выстроились в слово «Борнео», и не заметить этого мы не могли. После двух месяцев перерыва мы снова в самолёте, летим в столицу Борнео – город Кота Кинабалу.IMG_9653-2

Информация о Кота кинабалу.

История этого места началась в тот момент, когда руководство компании BNBC (British North Borneo Company) приняло решение основать небольшое поселение на острове Гая (Gaya Islnad или Pulau Gaya). Колония была основана в 1882 г., но просуществовала совсем недолго. Уже в 1897 г. она была полностью уничтожена племенем баджао (так же известные как «морские цыгане»), которые издавна населяли здешние земли.

После этого случая, в 1899 г., было решено возродить поселение, но уже на самом Борнео, неподалеку от рыбацкой деревеньки Апи-Апи (Api-Api)  и аккурат напротив злополучного острова. Благодаря стратегически выгодному расположению, поселение быстро растет и через некоторое время становится одним из основных портов на Борнео. Несолидное Апи-Апи заменили на более звучное Джесселтон (Jesselton), по фамилии тогдашнего председателя Компании, сэра Чарльза Джессела.  Постройка железной дороги значительно способствовала росту города и благосостояния его жителей. Поток товаров, проходящих через Джесселтон неизменно рос, что привлекало пиратствующих «морских цыган», которые долгое время оставались настоящей проблемой для Компании.

Дальнейшее развитие города было остановлено начавшейся Второй мировой войной. В самом начале войны город подвергся японской оккупации и был частично разрушен отступающими войсками англичан. После того, как японская армия установила полный контроль над островом Борнео, Джесселтон был вновь переименован в Апи. В период японской оккупации, в окрестностях города действовали партизанские отряды, под предводительством англичан. В 1945 город был полностью разрушен под огнём наступающих Союзных войск. Уцелели всего три здания: Sabah tourism Building, Atkinson Clock Tower и Land & Survey Building (уничтожено пожаром во время празднования Нового года ,1992). Получается, что город был уничтожен теми же, кто его и построил. После окончания войны, той же Компанией было принято решение восстановить город, несмотря на необходимость огромных финансовых вливаний. В 1946 году Компания передала контроль над городом правительству Британской империи. А Джесселтон становится столицей Борнео, вместо разрушенного в ходе войны Сандакана (Sandakan).IMG_9657-2

Северное Борнео вместе с Сараваком (Sarawak), Сингапуром (Singapore) и Федерацией Малайя объединились и образовали новое государство, ныне известное как Малайзия. Северное Борнео было переименовано в штат Сабах, и Джесселтон становится его столицей. Джесселтон был переименован в Кота Кинабалу только 30 сентября 1968 года, а официальный статус города получил аж в 2000-м.

Кстати, свое имя Кота Кинабалу получил благодаря расположенной неподалеку вершине Кинабалу (самая высокая в Юго-Восточной Азии и 20-ая в мире, около 4095 м). «Кота» дословно переводится с малайского языка как «город», а «кинабалу» как «дух мёртвых».

Думается, любого туриста, оказавшегося в КК, мучает один вопрос: «Что посмотреть в Кота Кинабалу? И чем здесь вообще можно заняться?». Не обладая богатой историей и урбанистическими изысками, этот город все же весьма неплохое место для спокойного времяпрепровождения и является отличной отправной точкой для изучения Борнео. Отсюда рукой подать до островов с хорошими дайвинг и снорклинг спотами, да и просто пляжного отдыха. Из Кота Кинабалу так же можно отправиться в одну из самых богатых и, одновременно, самых маленьких стран мира – Бруней. Недорогая и вкусная еда, большое количество торговых центров, разнообразие баров с живой музыкой скрасят ваш досуг и не дадут заскучать.

Где совершать покупки в Кота Кинабалу?

В городе большое количество небольших сетевых и обычных местных магазинчиков, зачастую открытых 24 часа. Самые необходимы продукты (такие как питьевая вода) дешевле покупать в местных лавках, не обремененных  даже вывеской. За свежими фруктами, овощами и морепродуктами лучше всего отправиться на большой Центральный рынок (см.карту).IMG_0589-2 Не забывайте торговаться и перед покупкой интересуйтесь ценой в разных местах. В нашем случае, цена за 1 кг лимонов варьировалась от  7 до 15 RM.IMG_0590-2 Кроме того, если жить поблизости, то за покупками можно отправиться в большой супермаркет (см.карту), на первом этаже которого находится продуктовый отдел, а на втором одежда, канцелярские и спортивные товары (кстати, весьма дешевые).

За электроникой и сим-картой можно отправиться в торговый центр Centre Point Sabah. Несколько этажей которого тонут в хаосе ларьков, предлагающих электронику, обувь, одежду, бижутерию и еще много всего. На верхнем этаже находится кинотеатр.

Фанатам шопинга определенно понравиться изобилие брендовых магазинов, комфортно расположившихся в кондиционированной прохладе мола Ochado Suria Sabah. Здесь же находится один из 4-х кинотеатров

Где поесть и выпить в Кота Кинабалу?

В городе сосредоточено огромное количество баров, ресторанов, ресторанных двориков и уличных кафе. Многие бары кроме приятной атмосферы и импортного пива, предлагают вечерние развлекательные программы, живую музыку и караоке. Большое количество баров сосредоточено на Gaya street.

Почти все уличные кафе предлагают два варианта кухни на выбор: малайскую и китайскую. И та, и та достойны вниманию, но свое предпочтение мы отдаем китайским забегаловкам. Две из них приобрели в нашем лице постоянных клиентов, подкупив вкусной и недорогой едой:

WONG KOK.

Китайская забегаловка, дешёвая и вкусная еда, напитки. Принцип как шведского стола, так и обычных кафе. Обед на 2-х с напитками – 20 RM. Открыты 24 часа.IMG_0597-2

Caffe Legend.

Отличное кафе с китайской кухней от 5,5 RM. Широкий выбор безалкогольных напитков. Холодный кофе – лучший в городе! Хорошо упаковывают еду to go (в дорогу).

Так же с удовольствие рекомендуем кафе Pastria Cafe с отличной кондитерской. При покупке вкуснейших тортиков и пирожных с 18.00 до 21:00 можно получить скидку 40%.IMG_0616-2

Кроме того, можно отправится на набережную, полюбоваться закатом и перекусить.IMG_0569-2IMG_0578-2IMG_0584-2

Бары, рестораны и обычные кафе с радостью откроют свои двери. На набережной есть даже занятный массажный салон с чем-то наподобие кроватей внутри и возможностью заказать еду.IMG_0588-2 Что нам не нравилось на набережной, так это повсеместный неприятный запах то ли застойной воды, то ли канализации, то ли всего вместе.

Кстати, пиво Skol, Carsberg и Tiger по самым демократичным ценам можно приобрести в баре и летнем кафе, которые находится прямо напротив WONG KOK.

Где остановиться в Кота Кинабалу?

В городе огромное количество отелей разной звездности, гостиниц, гестхаусов и хостелов. Будучи приверженцами бюджетного отдыха, мы можем порекомендовать только два хостела, которые находятся через стенку друг от друга:

Stay In Lodge.

Это хостел предлагает очень бюджетный вариант жилья. Общие комнаты на четверых (20 RM за койку)  или номер на двоих (с вентилятором 40 RM / кондиционером 50 RM).

Плюсы: отличное местоположение в самом центре города, низкая стоимость проживания, отзывчивый и вежливый персонал; хороший Wi-Fi; завтраки; горячая вода.

Минусы: маленькие комнаты, в которых кроме кроватей нет ничего; отсутствие окон, кроме тех, что выходят в коридор; одна розетка на комнату; обветшалые помещения; очень плохая звукоизоляция (порою такое ощущение, что спишь на улице); Wi-Fi работает только в общей зоне и некоторых комнатах.

Кстати, если вы остановитесь в этом хостеле, вопрос со стиркой грязных вещей будет решен сам собой. Landry service, который предлагают здесь – самый дешевый в городе. За 3-4 кг вещей с вас попросят 10 RM (при средней стоимости 3,5-5 RM/кг).

Season Street Lodge.

Тоже хостел, но абсолютно новый. Размещение как в общих комнатах (20 RM), так и в комнатах на двоих: 40 RM за комнату с вентилятором и 50 RM – за кондиционер.

Плюсы: местоположение; отличный дизайн помещений и обеденной зоны; комнаты за 50 RM имеют большое окно, неплохую звукоизоляцию и платяной шкаф; наличие электрической плиты на кухне; хороший Wi-Fi; горячая вода.

Минусы: постоянный неприятный запах в туалете.

Где арендовать автомобиль/скутер?

Предложений по аренде в Кота Кинабалу более чем достаточно. Сделать это можно как в аэропорту, так и в городе. Ценник на одни и те же модели автомобилей может значительно отличаться, поэтому стоит уделить время на поиски оптимального варианта.

На наш взгляд, самый бюджетный вариант предлагала компания Kanibalu Rent A Car (от 70 RM/сутки).  Еще одна компания по аренде автомобилей и мотоциклов GoGoSabah находится в том же здание, что и первая. Кстати, GoGoSabah единственные в городе, кто предлагают в аренду скутеры и мотоциклы. За отсутствием конкуренции, ценник на однодневную аренду скутера стартует с 45 RM за день аренды.IMG_9654-2 Обе компании отмечены на карте.

В нашем случае, мы арендовали машину, обратившись за помощью к работнику хостела Stay In Lodge, Джи-Джи. Она самостоятельно связалась с агентством, обговорила все детали и помогла в общении с представителем агентства. В итоге, все вышло даже лучше, чем мы рассчитывали. Планируя изначально самый бюджетный вариант автомобиля вроде малолитражек типа Perodua Kancil или чуть более новой Perodua Viva c механической коробкой, мы получили новенький седан Proton Saga c автоматической коробкой передач.IMG_9668-2 Более подробно об этом здесь.

 Где купить экскурсию/тур в Кота Кинабалу?

Агентств, предлагающих туристические услуги в Кота Кинабалу больше, чем просто много. Практически в каждом отеле вы найдете предложение того или иного тура. Ценообразование практически не отличается, но поискать все же стоит. Большое количество туристических фирм сосредоточено в том же здании торгового центра Wisma Sabah (там же, где и компании по аренде автомобилей, см.карту).

Туры на острова Манукан, Сапи, Мамутик, Сулунг, Гая.

Само собой, купить подобный тур можно в любом туристическом агентстве. Кроме того, можно отправиться на набережную, и в конце улицы Jalan Tun Fuad Stephen вы найдете большое количество зазывал, которые предлагают различные туры на острова чуть дешевле, чем можно купить в других агентствах. С ними можно и нужно торговаться. Если не уступают в цене, можно просить бесплатно предоставить оборудование для снорклинга, включая ласты.

Так же большое количество агентств находится в здании порта. Цены у каждого абсолютно идентичны.

Лодки на острова Тунку Абдул Рахман парка (Манукан, Сапи, Мамутик, Сулунг, Гая) ходят очень часто с 8-30 до 17-00. Билет на лодку в оба конца на один остров обойдется в 23 RM для взрослого и 18 RM для ребенка (на 2 острова – 33 RM (23 RM), на 3 острова – 43 RM (28 RM), на 4 острова – 53 RM (33 RM)).
Портовый сбор – 7.2 RM (3.6 RM ребенок)
Плата за посещение каждого острова – 10 RM, оплачивается по прибытии.
В порту также можно арендовать снаряжение для снорклинга – 10 RM за маску с трубкой + 5 RM ласты.
Для примера, если вы планируете съездить на 2 острова вам нужно будет заплатить:
33 RM (трансфер) + 7.2 RM (портовый сбор) + 10 RM * 2 (входной билет на 2 острова) + 10 RM (маска) + 5 RM (ласты) = 75.2 RM

Кроме простого трансфера туристические агентства предлагают множество других развлечений: скубадайвинг, прогулки по дну в скафандре и пр.IMG_9660-2

К сожалению, мы так и не съездили ни на один из островов, но если бы отправились, то на Мамутик (отлично подходит для снорклинга) и на Сапи (хорошие пляжи).

Как добраться до острова Лабуан и в Бруней?

Паром на остров Лабуан ходит 2 раза в день – в 8-00 и 13-30 (прибывает в 11-30 и 17-00 соответственно). В обратном направлении – в 8-30 и 13-00 (прибывает в 12-00 и 16-30)
Стоимость билета 36 RM для взрослого и 23 RM для ребенка. Плюс до отправления нужно оплатить портовый сбор – 3.8 RM (взрослый) и 1.8 RM (ребенок)
Также каждый день в 8-00 уходит паром в Бруней транзитом через остров Лабуан. Стоимость билета – 60 RM (взрослый), 43RM (ребенок).
Купить билеты можно в кассе с 6-30 до 14-00.

Кстати, на всем острове Лабуан действует система Duty Free, так же как и на еще одном малазийском острове – Лангкави.

Пешая прогулка по достопримечательностям Кота Кинабалу.

Самый простой путь одним махом охватить всю культурную жизнь города – отправиться на экскурсию под названием KK Heritage Walk. За определенную плату (см.ниже), вы получите авторизованного гида, бейсболку с соответствующей надписью, туристический буклет и, конечно же, 2-х часовой марафон по городским улицам. Думается, излишне писать, что экскурсия по Кота Кинабалу проводиться исключительно на английском языке. На самом деле, за свою недлинную историю город не успел накопить большое разнообразие достопримечательностей, поэтому не составит труда коротко описать каждую из них, в соответствии с KK Heritage Walk, и отметить на карте (значок идущего человека, пометка «HW»).

Padang Merdeka.

Или Поле Независимости (Independence Field). Как вы могли бы догадаться, на этом месте действительно находилось обычное поле, на траве которого в 1901 году прошёл первый футбольный матч. Так же на этом месте в 1963 году жители Кота Кинабалу (в ту пору еще Джесселтон) масштабно отмечали день обретения независимости и образование Малайзии. В настоящий момент это пространство используют для проведение таких культурно-массовых мероприятий, как Китайский Новый Год и пр.

Malaysia Monument.

Мемориал Малайзия был возведен на средства китайской общины рядом со зданием городского совета (City Council building) в ознаменование обретения независимости Сабаха и образования Малайзии 16 сентября 1963 года.

City Council.

Это здание было построено в 1902 году. До японской оккупации во время Второй мировой войны, здесь находился Санитарный Совет (Sanitary Board), в чьи обязанности входили в том числе и административные функции. С 1954 года до 2000-го здесь размещался Совет городских выборных (Town Board), которые был переименован в Городской совет (City Council) после получения Кота Кинабалу статуса города.

North Borneo War Memorial.

Торжественное открытие этого обелиска состоялось 8 мая 1923 года в память о 13 солдатах Северного Борнео, принимавших участие в Первой мировой войне в составе Британской армии. Еще одна мемориальная доска была добавлена в честь участников Второй мировой войны в составе Австралийских вооруженных сил. Третья мемориальная доска была установлена, чтобы почтить память солдат из рядов армии Малайзии, погибших в ходе конфронтации с Индонезией (1963-1966).

Gaya street.

Раньше эта улица носила название Bond street. Неспешная прогулка по этой улице переносит вас в атмосферу 50-х годов, когда и были построены большинство торговых домов и магазинчиков, расположенных по обе стороны. Некоторые из них работают и по сей день.

Каждое воскресенье, с раннего утра до полудня эта улица превращается в большую воскресную ярмарку, известную как Sunday Market.IMG_9642-2 Улица перекрывается для транспорта, и палатки с различными товарами заполняют все пространство. Здесь можно купить брелки, открытки, бейсболки, продукты питания, одежду, домашних питомцев, растения, фонари, ножи, овощи и фрукты, напитки, магниты, съедобные птичьи гнёзда.IMG_9647-2IMG_9643-2IMG_9644-2

Короче, кучу всего того, глядя на которые задаешься вопросом: «И на кой чёрт я это купил?».

Jesselton Hotel.

Отель Джесселтон, расположенный на Gaya street, является первый современным отелем, построенным в послевоенное время. Здесь останавливались такие известные личности как боксер Мухамед Али, Папа Римский Иоан Павел II.

Sabah Tourism Building.

Это здание одно из трёх, которые уцелели после бомбардировки во время войны. Оно было построено в 1918 году и изначально здесь размещалась типография. В 1988 году здание было передано государственное организации Sabah Tourism.

Australia Place.

Этот маленький городской переулок был назван местными жителями после того, как здесь размещался лагерь австралийский ВС, прибывших в Джесселтон с освободительной  миссией в 1945 г.

Kota Kinabalu Community Centre.

Это здание было построено в 1958 году и в настоящее время носит название Дом Независимости.

Museum Kopitiam.

Эта уникальная кофейня существует уже более 60 лет. Внутренние стены декорированы множеством вещей и фотографиями, напоминающими о временах Второй мировой войны и солдатах Австралийской освободительной армии.

Atkinson Tower Clock.

Эти часы можно назвать символом города Кота Кинабалу, который каким-то чудом уцелел после разрушительной войны. Часовая башня Аткинсона была построена в 1905 году в память об офицере британской армии Фрэнсисе Джордже Аткинсоне, умершего в этом городе от малярии в возрасте 28 лет. Башня была построена на средства его матери. Оригинальный часовой механизм был заменен в 1964 году.IMG_0621-2

Если после прочтения всего выше написанного вы все еще чувствуете необходимость в гиде, то следующая информация будет полезна:

Экскурсии проводятся только по вторникам и четвергам, в группе должно быть не меньше 4-х человек. Стоимость 120 RM. Время: с 9:00 до 11:30. Записаться на экскурсию можно по телефону +60 12-802 8823, либо по эл.почте: info@kkheritagewalk.com.

И еще немного интересных мест в Кота Кинабалу.

Впечатляющие мечети города – State Mosque и расположенная на берегу City Mosque;IMG_9664-2 художественные галереи Borneo Art Gallery и Sabah Art Gallery; главный музей штата Сабах и этническое поселение – Sabah Museum & Heritage Village.

Все достопримечательности, а так же информация о стоимости, часах работы и прочие полезности отмечены на карте ниже. 

Как добраться из аэропорта до Кота Кинабалу?

Аэропорт расположен совсем рядом с городом. Добраться можно как на проходящих мимо маршрутках (нужно выйти на трассу, расположенную за территорией аэропорта), автобусе (стоимость проезда 5 RM) или на такси (около 30 RM). Автобусные остановки отмечены на карте.IMG_1486IMG_1485

Кстати, стоит обратить внимание, что если вы летите Air Asia, небесполезно знать, что самолеты этой компании могут вылетать из различных терминалов. Даже совершая международный рейс, самолет может отправляться из терминала, используемого для внутренних перелетов. В нашем случае, вылетая на Филиппины, мы прибыли в Терминал B, который не считается международным. Сюда же мы прилетали из Индонезии.

Еще пару слов о Кота Кинабалу.

В общей сложности мы провели в этом городе шесть дней, хотя изначально рассматривали его только как транзитный пункт. Не то, чтобы мы были в диком восторге от КК, просто так сложились обстоятельства. Практически все время дождило. Чаще всего ближе к вечеру, а иногда и с обеда. Вообще, сухим сезоном для Борнео считается период с декабря по апрель. После сухого и временами прохладного климата Бали потребовалось несколько дней, чтобы привыкнуть к влажной духоте Борнео. Пока акклиматизировались, гулять по городу не хотелось совсем. Чтобы как-то развлечь себя, совершали короткие вылазки в торговые центры, чему Лера была сказочно рада. Большую часть времени, которую проводили в четырех стенах, старались тратить на работу. Таким образом, наш распорядок дня в Кота Кинабалу выглядел незатейливо: проснулись-поели-поработали-поели-поработали-уснули.  Интересно, что из аэропорта Денпасар (Бали) дешевле всего улететь в Кота Кинабалу. А наличие здесь посольства Индонезии автоматически превращает КК в лучшее место для visa-run (выезд в другое государство с целью получить новую визу). Так что, кто мечтает провести на Бали больше, чем два месяца – берём на заметку.

Кстати, именно в этом городе мы начали праздновать мой День рождения. Обошлись без шумных пирушек и алкоголя, так на утро нужно было улетать. Как всегда, поужинали напоследок в WONG KOK и на обратном пути заскочили в Pastria Cafe, взяв столько всяких сладостей, что не смогли съесть все за раз, хоть они и были безумно вкусные.IMG_0608-2IMG_0607-2

Последний из тортиков доедали уже на филиппинском острове Палаван.

Думается, что Кота Кинабалу так навсегда и останется городом, в который приезжают, чтобы тут же уехать. Но нам хочется верить, что вся эта информация поможет вам не скучать здесь по крайней мере 2-3 дня.

Карта (гид по городу) Кота Кинабалу:

add your comment