Бангалор или Бенгалуру (Bengaluru). Этот город является одним из самых больших и динамично развивающихся во всей Индии, наряду с Мумбаи, Нью-Дели и Калькуттой. В 1759 г. расположенную на месте современно города деревеньку с единственным здесь глиняным фортом махараджа Майсура подарил Хайдару Али. Можно сказать, что с этого момента и началась его история. В 1809 г. здесь появились британцы, которые сделали Бангалор своей административной столицей в 1831 г. За все время британского господства, множество великих и просто известных людей посещали и жили в этом городе. В том числе, и Уинстон Черчиль, который провел здесь долгое время в качестве офицера британской армии. В настоящее время Бангалор является одним из самых быстро растущих городов Азии и из-за своего высокого научно-технического потенциала получил название Силиконовой долины Индии.
Перед тем, как покинуть Шраванабелаголу, мы решили немного перекусить. Одна из множества разбросанных вдоль дороги деревень любезно предоставила нам раскидистый баньян и мы, усевшись в его тени, умяли остаток помидоров, купленных в Белуре. Пока мы уничтожали томаты, вокруг нас, на почтительном отдалении, стали собираться обитатели деревни. На короткое время мы ощутили себя инопланетянами, приземлившимися на другую планету. Приветливо помахали всем руками, улыбаясь, загрузились на свой космолёт и отправились дальше бороздить просторы Карнатаки.
В одной из книг о вождении мотоцикла, автор сравнивает езду по скоростным магистралям с танцами на сельской дискотеке. Склонен с ним согласиться. Двигаться длительное расстояние по прямой было весьма утомительно. В первую очередь, для наших «пятых» точек. Несмотря на то, что мы прошли отличную подготовку на офисной работе, через 100 км в седле мышцы затекают невероятно. Даже сантиметровые смещение центра тяжести вправо-влево не дают особого результата. Спасают только остановки. На одной из таких остановок произошел небольшой инцидент. Но сначала короткая предыстория. Еще будучи в Мумбаи, для покупки мотоцикла нам требовалось поменять твёрдую валюту на местную. Парень, у которого мы жили первые дни, посоветовал воспользоваться обменником, расположенным прямо под окнами его дома. Нас ничуть не насторожило, что в маленьком уличном лотке, продававшем все подряд, даже не висела вывеска, предлагающая операции по обмену. По местным меркам, сумма, которую мы получили на руки, была более чем приличная. Тем более что она полностью состояла из купюр, номиналом 500 рупий. Причем все банкноты были довольно потрепаны и старого образца. Этими же деньгами мы и заплатили за мотоцикл. Оставшейся суммы хватило на несколько недель. Однажды Мохит (наш друг-индус, с которым мы путешествовали в Гоа и Гокарне) написал нам, что по местным новостям передали, будто бы появилась большая партия фальшивых 500-рупиевых банкнот именно старого образца. К слову сказать, Мохита мы тоже снабдили небольшим количеством «фальшивок». Мы не придали этой новости ни малейшего значения, так как у нас эти деньги расходились быстро и с большой охотой. Теперь вернёмся на заправку на трассе Мангалор – Бангалор. Так получилась, что у нас оставалась совсем небольшая сумма, 500 одной бумажкой и какая-то мелочь. Заправившись ровно на «полтыщи», я протянул банкноту индусу, заправлявшему нас. Вообще, их было трое. Один работал, двое просто стояли и трепались с ним. Они все компанией дружно рассмотрели купюру, ставя её против солнца, и попытались вернуть, требуя другую. Не имея другой, мы возмущенно отказались принимать её обратно и жестами стали объяснять, что на всем протяжении пути от Мумбаи до этой Богом забытой дыры, ни одна собака не поставила под сомнение подлинность наших денежных знаков. Видимо, нас не поняли, потому что рука с протянутой 500-ой так и торчала совсем рядом с нашими носами. Диалог не складывался, и я завёл мотоцикл. Почувствовав неладное, они все трое придвинулись еще ближе. Как только я включил первую передачу, они сделали попытку нас остановить. Отпихнув несколько рук, мы, взревев мотоциклом, укатили. Дальнейший остаток пути был ничем не примечателен. Приближение большого города ощущалось еще километров за 30 до цели. Плотность потока увеличилась, стали попадаться большие развязки и огромные эстакады, которые вздымались над низкорослыми домами пригорода. Двигаясь чуть быстрее трафика, мы старались успеть добраться до отеля до часа-пик. Это оказалось нам по силам. Но в отеле нас ждал неприятный сюрприз – свободных мест не оказалось. Пока решали, куда направиться дальше, прошло время, и дороги наполнились медленно двигающимися, а то и просто замершим в ожидании, транспортом. Индусы и так не отличаются вежливостью на дорогах, а уж уставшие и спешащие домой после трудового дня, вообще мало похожи на людей. Тем более, что единственный приемлемый по соотношению цена-качество вариант отеля оказался только рядом с авто и ж/д вокзалом. На подъезде к огромному транспортному узлу, поток легковушек и трёхколесных тук-туков разбавили автобусы и грузовики. В итоге, десять километров мы тащились битый час. Благо, в гостинице оказались свободные номера, иначе жертв было бы не избежать. Отель находился совсем недалеко от 6-ти полосной дороги, но в небольшом и тихом переулке. Номер оказался лучшим из тех, где нам прежде приходилось останавливаться. За исключением окна, которое, несмотря на свой немаленький размер, смотрело в стену соседнего здания, до которой, при желании, можно было достать рукой. В остальном, все было отлично. Включая подземный паркинг.
Очень дешевых отелей в Бангалоре нет в принципе. Цены на отели стартуют от 700-800 Rs за ночь. Sheetal Residence попросил с нас 880 Rs, но позволил расплатиться картой. За эти деньги кроме просторного, чистого и современного номера, мы получили чайник, горячую воду и Wi-Fi. Рекомендуем.
Взбодрившись и освежившись, отправились изучать окрестности уже под вечер. Поисковик подсказал, что относительно недалеко есть большой торговый центр. В силу близости цели и по настоятельному совету наших задниц, решили дотащиться пешком. Честно признаться, это была не самая лучшая идея. Плохоосвещенная, разбитая полоска тротуара тянулась вдоль шумной трассы. В непосредственной близости от автовокзала нам начали встречаться небольшие группы молодых людей, которые откровенно зубоскалили и тыкали пальцем в нашу сторону. Ощущения не из приятных, скажу я вам. Вдобавок ко всему в воздухе висел стойкий и резкий запах человеческих испражнений. Зачастую, тротуар представлял собой узкие бетонные блоки, расположенные поперек канала для сточных вод. Между неплотно пригнанных плит то тут, то там показывались усы или отражающий тусклый свет фонарика хитиновый панцирь огромных тараканов.
Торговый центр оправдал наши ожидания. Там даже был Ашан (по местному, Achan). Перекусив в местных фастфудах (Taco Bell + масала/кари = тихий ужас!), мы уделили время шопингу. Последний раз мы были в подобном супермаркете только в Мумбаи. Преодолевать обратный путь пешком не было ни малейшего желания, и было решено добраться на рикше. Ориентируясь по стоимости услуг моторикш в том же Мумбаи и зная примерный километраж, после пяти минут препираний сбили цену вдвое. В итоге оказалось, что все равно переплатили. Услуги тук-туков стоят в Бангалоре дешевле. Но об этом мы узнали только на следующий день.
Первая половина дня была посвящена поиску ближайшего сервиса по ремонту RE. Вообще, в Бангалоре их тьма, но убить целый день, отправившись на другой конец города, совсем не хотелось. Потратив время на интернет-поиск, казалось, нашли. Вбили координаты в карту Google и поехали. Бесплодные попытки найти отняли целый час. Навигатор упорно вёл нас в то место, где никакого сервиса не было и в помине. Опрашиваемые индусы лишь разводили руками и указывали каждый раз разное направление. Примечательно, что даже охранник на парковке лучше нас говорил по-английски. Намотав несколько кругов, вспомнили, что во время вчерашней прогулки мельком видели вывеску Royal Enfield. Двинули туда, и это было правильным решением. Кроме того, что он оказался совсем рядом с нашим отелем, эта СТО входила в сеть официальных сервисов RE (Karnataka Royal Enfield Point). Как-то по-человечески быстро сошлись с менеджером и совладельцем по имени Имран. Поговорили за жизнь, попили сладкого чая с молоком, рассказали об аварии. Обсудили стоимость работ. Немного не сошлись в стоимость замены передней вилки. Наш мумбайский друг Мохит, который консультировал нас по этому вопросу, настаивал, что стоимость должна быть минимум на 1000 Rs ниже. Дружелюбно обсудили это с Имраном. Но тот настаивал на своей цене. Ничего не оставалось, как согласиться. Как бы ненароком он проверил толщину сиденья мотоцикла и сочувственно поцокал языком. Действительно, производитель RE на поролоне для модели Thunderburd явно сэкономил. Водительская часть вышла еще более-менее сносной. Но вот пассажирская половина сиденья явна была изготовлена для квадратизации филейных частей незадачливых мотолюбителей. Цену Имран называл, по внутренним ощущениям, вполне разумную. Наши задницы взмолились, болезненно сократившись и напомнив о вчерашних двухстах км. Пока обговаривали детали, работники сервиса дружно принялись за дело, и за каких-то пять минут байк был уже наполовину разобран. Такая нетипичная для индусов расторопность не могла не радовать. Прощаясь, выяснили у Имрана цену проезда до центра Бангалора. Тот, улыбаясь, ответил: «Для меня 30, для вас минимум 50-60». Распрощались до вечера и потопали осматривать достопримечательности.
В пешей доступности оказался Бангалорский дворец.
Бангалорский дворец (Bengaluru Palace). Вход 450 Rs, фото 500 Rs, видео 1000 Rs. Часы работы 10:00-18:00. Дворец был личной резиденций махараджей династии Вадияров. Есть мнение (многие считают, что ошибочное), что дворец был построен по образу и подобию Виндзорского замка. Строительство началось в 1862 г. и было закончено только к 1944 г. Архитектура дворца выполнена в тюдорском стиле. В настоящее время дворец, принадлежит Майсурской королевской семье. В данный момент, дворцовая территория является одной из самых популярных концертных площадок в Бангалоре.
Мы получали удовольствие от нашей прогулки. Район города Бангалор, через который пролегал наш путь, не был ничем примечателен, но малое количество машин на дороге, отсутствие неприятных запахов и мусора несказанно радовали. Правда, бангалорский сити-менеджер (если таковой здесь вообще существует) оказался явным пешеходоненавистником. Идешь ты себе вдоль шоссе по пусть и не широкому, но тротуару. Глотаешь пыль, вдыхаешь выхлопные газы не соответствующих никаким стандартам экологической безопасности грузовиков, но настроение бодрое, приподнятое. Но вдруг, бац! Поперек дороги возникает путепровод, и тротуар сначала скукоживается до ширина бордюрного камня, а потом и вовсе исчезает. И стоишь ты на этом островке безопасности, смотришь, как в полуметре гремят веселой расцветки грузовики и скучные жёлтые моторикши, и понимаешь, что у тебя нет другого выбора, как шагнуть в эту транспортную пучину. Пару раз нам приходилось стоять в нерешительности некоторое время, перед тем как кто-нибудь из местных не преподавал нам урок храбрости личным примером.
Здание дворца окружено небольшим парком, в общем-то, ничем не примечательным, за исключением лужайки и клумб перед фронтоном. Оплатив входной билет, мы получили два аудиогида на английском. Не веря ни своим, ни чужим, нас попросили оставить что-нибудь в залог. Мы оставили в залог водительское удостоверение, а нужно было оставить Леру. Тогда бы мы сэкономили на одном билете, да и расстроился бы от увиденного только я. Дворец, мягко говоря, не впечатлил. На всем лежал толстый слой пыли. Предметы интерьера, люстры и стены были отмечены белыми подтёками и явно пользовались особым расположением птиц мира. Красочные, богато убранные рисунком обои местами отошли от стен. Кое-где осыпалась и потрескалась штукатурка. Темные комнаты и коридоры были настолько плохо освещены, что, порою, приходилось использовать карманный фонарик, чтобы хоть сколько-нибудь рассмотреть фотографии и репродукции. Удивило разнообразие представленных картин. Казалось, что их расположение и сочетание абсолютно хаотично. Одно из помещений оказалось полностью увешено картинами в стиле «ню». Мне запомнились очень яркие полотна с лицами индийских женщин, но в этом дворце даже эти картины смотрелись странновато. По факту, весь на осмотр всего дворца достаточно двадцати минут. Мы, пытаясь хоть как-то оправдать непомерно высокую стоимость билетов, провели там в два раза больше времени. Интересно, что некоторые комнаты, в которые было бы интересно попасть, оказались закрыты для посещения. Другие же, заваленные рухлядью и старой мебелью, охотно отворяли для нас свои двери. Непонятно по какой причине, осмотр заканчивается в бухгалтерии. Само собой, не той, которая существовала при султане, а бухгалтерии, которая приходует денежные вливания незадачливых туристов, доверчиво поверив интересному описанию в путеводителях. В общем, уходили мы под недовольные взгляды работников кабинета, через который пролегал наш путь. Справа от главного здания находится стеклянный павильон, который находится в весьма плачевном состоянии. Заглянув внутрь, мы обнаружили целую свалку разных карет. Само собой, никому до них не было никакого дела. В конечном итоге, дворец мы покидали с чувством детей, у которых украли праздник.
Время близилось к вечеру, и мы поспешили забирать пациента. «Доктор» Имран встретил нас радостной улыбкой. Пациент бодрился, поблескивая новой вилкой и ласкал взгляд явно набравшим мягкости новым сиденьем. В этот раз кроме Имрана здесь же находился и второй совладелец сервиса, Брос. Он в очередной раз угостил нас приторно сладким чаем с молоком и немного рассказал о своем опыте езды на RE через Гималаи и Бутан. С его слов, наш байк был в отличном состоянии и вполне годился для такого путешествия. Мы, понятное дело, кивали головами, но особо его словам не верили. Чтобы наш байк, на котором мы от механика до механика, да через перевалы, да по бездорожью? Быть того не может! Пока говорили, работник сервиса принёс счет. Мы были сильно удивлены, обнаружив в счете цифру, меньшую, чем мы оговаривали. Первая мысль, которая пришла нам в голову: «Ошиблись». Проявив сознательность, указали на это Имрану, на что тот махнул рукой, сказав, что вилка стоила дешевле. Оказывается, самые честные люди живут не только в Удупи! Тепло попрощались и потолкались к гостинице. Сегодняшний вечер имел продолжение. Решив немного развлечься, мы отправились на встречу местного сообщества Couchserfing, которая еженедельно проходит в баре Arbor Brewing Company. Кроме теплой и дружелюбной компании, в этом баре мы нашли большое разнообразие пива, сваренное в их собственной пивоварне. Достаточно дорогой для Индии ценник на пенный напиток (280 Rs≈170 руб. за пол-литра), с лихвой компенсировался его качеством. Как и на любой подобной встрече, здесь нет одиноко сидящих в сторонке людей, угрюмо уткнувшись взглядом в стол. Все, без исключения, дружелюбны и доброжелательны. Если ты новичок, то оставаться самому по себе не получиться. Живо втянут в разговор, завалят кучей вопросов, сами станут рассказывать про себя. Нашими собеседниками оказались два обаятельных индуса, отлично разговаривающих по-английски. Самир оказался военным инженером, связанным с авиастроением. Переехал из Дели в Бангалор для нужд армии. Огромный любитель самостоятельных походов в горы. Второй парень, Малик, иженер IT, работающий в службе поддержки клиентов для одной из организаций в США. За лёгким и интересным разговором пролетело несколько часов и народ начал расходиться. Уже пожимали всем руки, прощаясь, когда Самир предложил заехать на часик к нему, пропустить по рюмке. Для индусов, кстати, сесть за руль после некоторого количества алкоголя просто милое дело. Как мне сказал однажды Мохит на моё удивление относительно сего факта: «Пока ты чувствуешь в себе силы управлять мотоциклом, садись и езжай!». Того же мнения, судя по всему, был и Самир. Пока ехали, выяснилось, что наши попутчики никакие не друзья, как мы, было, подумали, и видят друг друга в первый раз. Но общению это ничуть не мешало. Самир арендовал комнату в одной из «двушек» серого многоэтажного здания. Весело проболтали обо всем на свете под разный алкоголь. Уже ранним утром попросили вызвать такси, но Самир вызвался развести всех по домам и был непоколебим в своём желании. Google навигатор, которому мы следовали, неожиданно взбесился, и мы никак не могли найти отель. Находясь рядом с многоярусной развязкой, он, казалось, играл с нами в прятки. Мы постоянно оказывались совсем рядом с ним, но либо выше, либо ниже нужного уровня. Проколесив так чуть меньше часа, мы уже стали узнавать некоторые виражи и повороты. Раз заехали на парковку моторикш совсем рядом с автовокзалом, но, несмотря на такой ранний час, на дорогу вышло несколько человек, что-то возмущенно крича и жестикулируя. Отчаявшись найти путь самостоятельно, мы подозвали одного из водителей, и тот, за малую мзду, согласился довести нас до отеля. Выехав на встречную полосу, он запылил по эстакаде. Нам ничего не оставалось, как последовать за ним. Через пару минут мы были на месте. Тепло распрощались с ребятами и зашагали к себе, стараясь не потревожить спящий на полу коридора персонал.
Продолжение рассказа о нашем визите в Бангалор, подробная карта достопримечательностей и других интересных мест, а так же наши расходы можно будет прочитать во второй части.