Удупи (Udupi). У тех, кто уже побывал в этом городе, Удупи в первую очередь ассоциируется с храмом Кришны (Шри Кришна-матха), вегетарианской кухней удупи и ежедневно вечерней пуджей (богослужение). Интересен тот факт, что по уровню жизни Удупи с населением чуть больше 100 тыс. занимает 3-е место в штате Карнатака после миллионников Мангалора и Бангалора. Большинство местного население говорит на языке тулу, притом, что основной язык в штате – каннада. Это центр паломничества для приверженцев вайшнавизма (поклонение Вишну). Добраться сюда можно на автобусе, поезде и самолётом (ближайший аэропорт расположен в Мангалоре, что в 50 км). Официальный сайт Удупи.
Утро следующего дня неожиданно совпало с праздников 8 Марта. Поэтому я проснулся чуть раньше и тихо выскользнул за дверь. При ярком утреннем свете наш отель (Hotel Swadesh Heritage, 675 Rs за ночь) выглядел вполне достойно и даже с некоторой претензией. Швейцар, коридорные, лифтер, свой ресторан, подземный паркинг. Решив подготовить маленький сюрприз и заказать попсовый «завтрак в постель», я отправился в ресторан. К моему удивлению и разочарованию, тот оказался закрыт. Метродотель с невозмутимым видом выслушал мою претензию и сообщил, что ресторан открывается только к вечеру, но в цокольном этаже этого же здания есть кафе, где готовят завтрак. Вновь воодушевившись, я бросился вниз по лестнице. В кафе кипела жизнь, почти все столики были заняты. Поймав одного из официантов, попытался объяснить свою просьбу. Тот только таращил на меня глаза и что-то бормотал на хинди. Отпустил его и сразу же уцепился за другого. Тот оказался более внушаемым, но на этом успех и ограничился. Кафе оказалось вегаторианское и от слов «жаренные яйца» и «омлет» официант морщился и отрицательно качал головой. Чуть было не заказал досу(тонкий большой блин с овощными подливками), но вовремя вспомнил Лерино, мягко сказать, прохладное к ним отношение. Плюнув, я выбежал на улицу. Оглянулся по сторонам и пошёл просто наугад. Пройдя некоторое расстояние и не обнаружив ничего подходящего, я остановился в нерешительности. Как-то не верилось, что удача улыбнется мне вкусным горячим кофе, яичницей с тостами и джемом, шоколадными круассанами. Но намерение поздравить Леру с праздником, согласно традиции, осталось непоколебимо. Очередной атакованный мной прохожий, сдался и выдал военную тайну – указал мне направление, где я мог бы купить цветы. Торопливо прошагав еще пару кварталов, обнаружил искомое. Правда, ожидаемый цветочный бутик по факту оказался небольшим лотком с множеством ярких цветков в ведрах без стеблей, из которых усталый дедушка вяло лепил венки для богослужений. В нерешительности потоптавшись какое-то время перед ним, я с робкой надеждой, вытянув шею, заглянул за прилавок. И, о чудо, обнаружил маленькое ведерко с такими же маленькими розами. Жестами объяснил дедуле, что забираю все. Тот недоверчиво на меня покосился, но когда увидел деньги, мигом вытащил всю охапку из воды и сунул мне в руки. Почти вприпрыжку, с колючим букетом наперевес, я понёсся будить Леру.
Так началось наше первое утро после аварии. С этого дня и на протяжении недели, на фотографиях будут преобладать пейзажи, т.к. Лера спрятала заплывший глаз под тёмными очками и выглядела рядом с памятниками как сотрудник спец.служб на отдыхе.
День выдался очень насыщенным. В первую очередь, отправились осматривать центр города. Первое, что бросилось в глаза, это чистота и опрятность, так не свойственная индийским городам. Ритм Удупи оказался очень размеренным и неторопливым. Казалось, что каждый житель не знает цену времени и впереди у него целая вечность. Даже трафик здесь как в слегка замедленном кино. На мой взгляд, энергетика этого места сродни Гокарне. Поэтому для нас, после вчерашних потрясений, атмосфера покоя и доброжелательности, царившая вокруг, была весьма кстати. Большинство туристов приходят на центральную площадь ради расположенных здесь 8 матхов (храмов).Очень бы хотелось описать религиозную составляющую этого места, но лучше, чем это описано в этом блоге, у меня все равно не получиться. Для тех, кто поленился читать, оправдывая себя нехваткой времени, тезисно:
– основной храм, посвященный Кришне, был построен в XIII в. философом и проповедником, основателем религиозно-филосовского учения двайта (дуалистическое учение, где верховных богом признается Вишну) Мадхвой. По легенде, Мадха спас от кораблекрушения судно, в котором в куске глины находились мутри(идолы) Кришны и Балорамы(его брат), изображающие тех в детском возрасте. Именно на эти мутри молилась когда-то одна из жён Кришны. Мутри Кришны и по сей день находится в Шри Кришна-матхе, Балорамы – недалеко от городка Малп (6 км от Удупи), в храме Вадабхандешвара.
– согласно легенде, на открытие храма прибыли боги и полубоги. Так что, вам тоже бы не помешало.
– индусы верят, что в резервуаре для омовений, расположенной тут же, на площади, текут воды священной реки Ганг. И это несмотря на тот факт, что воды Ганги, географически, текут очень далеко от Удупи.
– по одной из легенд, индуса по имени Канака из касты неприкасаемых не пускали в храм из-за его низкого происхождения. Но тот настолько усиленно молился, что стена храма треснула и в проеме показался мутри Кришны, который самопроизвольно развернулся в сторону Канака. Теперь Шри Кришна-матхи является единственным храмом в Индии, в котором божество стоит спиной ко входу. На месте, где сидел Канака, тоже воздвигли храм и теперь Кришна и Канака постоянно смотрят друг на друга. Увидеть мутри Кришны можно через маленькое оконце, канакана-кинди.
– местная поговорка гласит: «Прибыл в Удупи – никогда не будешь голодным». Это выражение пошло от традиции, которую развили брахманы Кришна-матхи. Каждый день мутри Кришны подносят разные блюда вегетарианской кухни, приготовленную особым образом. Так как божество особым аппетитом не отличается, этим прасадом (освященной едой) кормят по меньшей мере 1000 человек. И так каждый день.
Мы побродили вокруг храмов, позаглядывали в резервуар со священными водами, быстро утомились и пошли искать храмового слона.Найти его оказалось совсем несложно. Требовалось только довериться обонянию и следовать за стойким запахом слоновьего туалета. Слон оказался припаркован на дальнем от площади углу резервуара. Видимо, парковка была в запрещенном месте, о чем свидетельствовала цепь на его ноге. Фотографировать его было запрещено. Толи он стеснялся своей нефотогиничности, толи был слишком свят. За соблюдением этого правила чётко следил угрюмый, лютого вида погонщик. Достаточно было один раз встретиться с ним взглядом, чтобы понять – не стоит даже пытаться. Этот факт как-то сразу поубавил наш интерес к нему, и мы вернулись к храму. Где-то читали, что мужчинам для входа в Кришна-матха необходимо оголить торс. Поэтому я уже бы готов оголить свой еще сочащийся сукровицей бок, но этого не потребовалось. Стараясь не мешать молящимся, мы сделали круг почета и вышли. Я слышал о том, что некоторые туристы, медитируя, оставались в этом храме часами. Но мы от этого настолько далеки, что нам хватило и трети часа.
Так как мы неожиданно быстро закончили с экскурсионной программой, время было до полудня, и мы решили позавтракать в ресторане Woodlands. Каждый приезжий рано или поздно попадает сюда. Разнообразное меню, быстрое и вежливое обслуживание, и, самое важное, вкусная еда служат для этого заведения лучшей рекламой. За соседним столиком сидели молодой отец с маленькой дочкой, у нас завязалась беседа. Сами из Киева, они уже в третий раз приезжают в эти места. На время отдыха каждый раз арендуют один и тот же коттедж, который обходиться им 100$ в день! Расположенный совсем рядом с океаном, этот дом имеет хитрую систему вентиляция, которая позволяет сохранять прохладу в комнатах без кондиционера. Со слов киевлян, в сезон на этот дом выстраивается целая очередь и бронировать его можно даже через интернет. Немного поговорили о необычности Удупи и его жителей, которые слывут как одни из самых честных во всей Индии. Он рассказал нам историю о том, как рикша взял с него меньшую сумму денег, чем украинец готов был заплатить. Для рикши в Индии, это, скажу я вам, сродни подвигу. Кроме того, он с женой уже несколько раз проходили процедуру Панчакармы (аювердическое лечение) в одной из клиник, которыми, как грибами после дождя, утыканы джунгли в округе. Очень рекомендовали. Так же по их совету отведали фирменной ананасовой халвы. Где-то кому-то попадется что-то подобное, покупайте за любые деньги!
Дальнейшие планы предполагали уделить время пострадавшему мотоциклу. На официальном сайте Royal Enfield, при содействии Мохита, откопали официального дилера под названием Brahmi Motors. Дозвонились, но диалога не получилось. Я прокричал в трубку, что хочу к ним приехать, на том конце прокричали в ответ, что вышлют адрес. Адрес действительно пришёл по смс через несколько минут. Оказалось, что мы сервис располагается практически на соседней улице. Обрадованные таким везением, прилетели по адресу. Радость быстро улетучилась, когда приёмщик походил вокруг мотоцикла, сочувственно поцокал языком, и сообщил, что на сегодняшний день все расписано и приходите в воскресенье, т.е. послезавтра, что в наши планы никак не вписывалось. Лера сделала жалобные глаза и умоляюще сложила ладошки. Я затянул заунывную песню о том, что мы, де, очень спешим, что у нас, график, войдите в положение и еще целый мешок подобных аргументов. Приёмщик под таким натиском просел, но предупредил, что они могут сделать только косметический ремонт и протестировать мотоцикл на пригодность к дальнейшей поездке. Самое необходимое, замену передней вилки, он делать отказался, сославшись на отсутствие деталей. Мы изъявили желание стоять у них над душой и наблюдать за ремонтом, но были безапелляционно посланы «смотреть храм».
Смирившись, отправились бродить по улицам. Добрели до так называемого Королевского сада (Royal Garden). Почему так назвали обычный пустырь, сказать не могу. Но все пространство размером в пару футбольных полей просто кишело людьми. Согласно плакатам, вечером здесь должны были состояться масштабные танцевальные соревнования между основными городами штата Карнатака. Пока готовили оборудование и прочее, народ развлекали местные каскадеры-мотолюбители. Посмотреть было на что. Молодёжь на раздолбанных мотоциклах и скутерах исполняла различные трюки на радость зрителям, которые стройными рядами выстроились вдоль импровизированного стадиона.В очередной раз поразила организация. Ни тебе ограждения, разметки, флажков и хоть каких-то ограничений. Под натиском толпы, полигон постепенно уменьшал свои размеры. В какие-то моменты каскадеры проносились в полуметре от зрителей, поднимая тучу пыли над грунтовым покрытием. И только, когда уже практически не оставалось места даже для того, чтобы развернуть байк на новый круг, вмешивались полицейские, которые криками и жестикуляцией отгоняли зрителей на пару метров назад.Через некоторое время всё повторялось вновь. После пары таких циклов поняли, что достаточно, и пошагали забирать «пациента». Того действительно подлечили. Он дожидался нас на стоянке, весело поблескивая новыми дугами безопасности, зеркалами и приборной панелью. Въедливо поинтересовались о его готовности к дальнейшим пробегам. Тот же приёмщик уверил, что хоть на Марс, но вилку лучше поменять при первой возможности. Удовлетворенные, мы поспешили снова на центральную площадь.
Нашей настоящей целью была знаменитая пуджа, которая проходит в Удупи каждый вечер на манер карнавала. Пришли заранее и просто бродили туда-сюда среди толпы, которая постепенно увеличивалась.Празднично одетых индусов повсеместно разбавляли неряшливо одетые туристы, которых тоже прибывало. На очередном нашем вираже по площади, к нам в хвост пристроился худощавый дед из местных. Улыбаясь, он завязал беседу. Как оказалось потом, он улыбался беспрестанно. Поговорим о том, о сём, он дал нам несколько дельных советов. В первую очередь, он обозначил точное время начала и рассказал об этапах и временных интервалах. Это очень упростило нашу задачу, так как теперь мы точно знали где стоять и куда смотреть.
Пуджа начиналась в самом храме Кришны, и продолжалась около 40 минут. Дальше действо должно было перекинуть на водоём, у которого мы и заняли позицию, немного потолкавшись локтями за место. Из храма доносился барабанный бой и звуки духовых инструментов. Пока ждали, еще раз увидели храмового слона. Всё тот же погонщик зачем-то пригнал его на заполненную людом площадь. Слон диковато озирался вокруг себя и довольно опасно качал головой в разные стороны. Погонщик грозно сверкал глазами, басовито орал на каждого, кто пытался навести камеру на слона. Кроме того, имея в руках длинную и тонкую палку, он практически касался ей провинившихся. Постепенно музыка стала громче, и на маленькую пристань высыпало множество людей.Несколько браминов вынесли божество и водрузили его на лодку, которая совершила несколько кругов по водоему под все те же звуки музыки.После этого божество продолжило путешествие, но в этот раз на огромной колеснице, куда его водрузили все те же брамины. Тут началось самое интересное. Все желающие вцепились в два длиннющих каната, за которые им предстояло тянуть громадину вокруг площади.
За колесницей взревел мотор и сильно запахло бензином. Это завели самодельный агрегат, который помогал толкать колесницу и заодно поворачивать. Медленное, безумно шумное шествие двинулось вдоль площади.Толпа воланами двигалась в ту же сторону. Ряженые, музыканты, люди с факелами создавали ту неповторимую атмосферу, которая и создаёт уникальность этого действа.Правда, потом по непонятной для меня причине, начали жечь чьи-то саронги, горящие куски которой ветер разносил в разные стороны прямо на головы зрителям. Никто не пострадал только чудом.
Улыбчивый дед появился еще несколько раз, подсказав, где лучше встать, чтобы было удобней фотографировать конец церемонии. Так же он указал, где подсмотреть на украшенную драгоценными камнями колесницу для пуджи. Кроме того, он посветил в небольшую щель между створками двери фонариком и мы действительно увидели отливающую золотом повозку. Затем дедуля мимоходом намекнул, что он якобы коллекционирует иностранную валюту. Мы сделали вид, что не понимаем, о чем идет речь, и тот растворился в толпе все с той же доброжелательной улыбкой.Но больше всего мне понравилась финальная часть, которая состоялась уже в самом конце праздника. Когда площадь почти опустела, небольшая группа мужчин подошла к повозке и уперлась в неё руками. Один из них взмахом руки показал, мол, присоединяйтесь. Свободные места быстро заполнились множеством рук, включая мои. Под размеренную команду на местном языке, все навалились, что было сил. Мужчина рядом со мной в белой рубашке и брюках прохрипел: «Наслаждайся» и остервенело уперся в доски. Я последовал его примеру.
Медленно и неохотно повозка вползла в ангар. Двери захлопнулись. Площадь окончательно опустела.
Раздумывая над тем, что делать дальше, мы услышали отдаленные как раскаты грома звуки музыки и вспомнили о танцевальном фестивале. Решив заглянуть туда на несколько минут, мы проторчали там час. Огромная сцена, обычные пластиковые стулья, которыми были уставлено все поле, судейская VIP-ложа и торчащий прямо посередине зрительской зоны штаб какого-то телеканала, снимающий мероприятие. Танцевальные коллективы из Удупи, Бангалора, Мангалора и Майсора по очереди демонстрировали своё умение и сразу же получали комментарии от судей. Занятно, что судьи говорили кто на хинди, кто на английском, а кто вообще мешал два языка. Но каждый неизменно приветствовал всех на тулу. Коллективы очень сильно разнились и стилем, и умением, и возрастным составом. На мой взгляд, всех можно было разделить на три основные группы. В первую попадали те, кто танцевал в современно стиле. Дальше следовали приверженцы национального индийского танца, знакомого нам по фильмам. И третья группа смешивала два первых стиля.Выглядело это очень зрелищно. В итоге, в отель притопали уже за полночь. Утром снова в путь.
Подытожки
Количество дней в Удупи: 2
За это время преодолели: 180 км
Посетили: Шри Кришна-матха, вечерняя пуджа Удупи, танцевальный фестиваль в Royal Garden.
Хотели бы посетить: Пляж в Малп(Malpe Beach), храм Вадабхандешвара (с мурти Баларамы внутри).
(+): особая атмосфера и ритм города; честность и ненавязчивость горожан, включая продавцов и рикш; вкусная вегетарианская кухня; большой выбор отелей «на любой кошелёк»; ежедневная вечерняя пуджа-карнавал.
(-): кафе и рестораны закрываются в 22-23 часа; небольшое количество баров.
Наши расходы, руб.:
Итого: ≈ 3 520 руб