Гокарна: Шанти-Шанти!
Заповедник в Гоа.
Направление – Гокарна. Выехали, как всегда, не вовремя. Мы уже навьючивали байк, а Мохит только проснулся. Собрался он, правда, минуты за 3. Как и было запланировано, снова отправились в заповедник Cotiago Wildlife Sanctuary, чтобы попытаться увидеть детёныша леопарда. Ресепшн оказался пуст, и мы незамеченными проникли внутрь. Большая кошка уже резвилась. Её преследовало несколько местных дядек с огромными трубами фотоаппаратов. Несмотря на свой еще ранний возраст, она уже проявляла повадки настоящего хищника. Затаиться в зелени и внезапно напасть на понравившийся предмет – любимое занятие. В данном случае, в любимчиках оказался шлем Мохита, на который леопард набрасывался с периодичностью в несколько минут. Скоро его стали использовать как переходящий вымпел, чтобы привлечь внимание охотника. И Мохиту, и Лере удалось погладить «кошечку», я воздержался.
Пару раз леопард шумно забирался на низкорослые деревца, и только заботливые человеческие руки, подставленные под спину, не позволяли ей с позором грохнуться на землю. Зарядились положительными эмоциями максимально.
Выскочили на федеральную трассу и понеслись, попеременно обгоняя друг друга. У больших дорог, по сравнению с второстепенными, кроме очевидных преимуществ есть столь же очевидные недостатки. Большое количество грузовиков и автобусов привносят в путешествие определенную долю риска и заставляют быть более сконцентрированным и собранным. Само собой, ни о какой возможно насладиться пейзажем не может быть и речи. Но если вам необходимо просто попасть из точки А в В, лучше сделать по трассе лишние 30-40 км. Эта рекомендация относиться практически ко всем индийским дорогам, проверено на себе.
История Гокарны.
Гокарна (Gokarna) – небольшая деревня на берегу моря в штате Карнатака, имеющая священное значение для индусов. Упоминание о Гокарне содержится в ведах (одни из самых древних священных писаний в мире, с XVI века до н.э.). Согласно этим текстам, в процессе сотворения мира между Брахмой (один из богов Тримурти, наряду с Шивой и Вишной; мироздатель, творец) и Шивой (олицетворяет разрушительное и созидательное, а так же мужское начало – лингам) возникли разногласия, и Брахма создал мир без участия Шивы. Узнав про это, Шива устремился к Земле. При этом проекция места, где Шива должен был появиться, пришлась на центр Земли. Если бы это произошло, Шива уничтожил бы Землю. Узнав про это, Бху-дэви (богиня Земли, ассоциируемая в индуизме с коровой), взмолилось к Шиве. В результате компромисса, Шива уменьшился до размера «большого пальца» и вышел через «ухо коровы». Местом «рождения» Шивы оказалась пещера в Гокарне (дословно «коровье ухо»). Там же в храме Махабалешвар находится Атма-лингам, известный по легенде о Шиве, демоне Равана из Ланки и Ганеше. – Что очень сильно поражает в Индии, это очень достоверное соответствие мест, событий, названий, упоминаемых в легендах.
От трассы до Гокарны около 20 минут езды. Объехав город стороной, добрались до Кудли-бич (Kudle beach) и занялись поисками жилья. Сначала потащились на сам пляж, берег которого, в пику гоанским, оказался совсем не пологим. Около 10 минут вниз по узкой, усыпанной камнями тропинке и нашему взору открылся небольшой полумесяц береговой полосы с редкими шеками (кафе). Более-менее приличного, на наш взгляд, жилья на пляже не оказалось. Там, где комнаты выглядели приемлемо, не оказалось мест. А в бунгало из пальмовых листьев и кроватью с каменным основанием мы сами отказались селиться. Хотя, есть любители. Ибо цена весьма привлекательна, всего 100-150 Rs/сутки. В особенности, это место предпочитают наши сограждане, готовые спать даже просто под пальмой, лишь бы подальше от ненавистного холода. Знаем несколько примеров, когда люди просто зависали здесь на месяц-другой, не имея такого плана изначально. Кроме того, наш знакомый, проживший здесь около 2-х месяцев, рассказывал о большом количестве бесплатных курсов, таких как йога и уроки санскрита. Так же доступен активный отдых в виде пляжного футбола и волейбола.
Кстати, перед самым спуском вниз, к пляжу, по левую сторону находится очень неприметный храм, посвященный Хануману (царь обезьян, соратник Рамы). Со слов Мохита, по одной из версий, этот храм был построен на месте его рождения (но мы то с вами знаем, что настоящее место рождения Ханумана находится в Хампи!;)).
Жилье посчастливилось найти на пути от пляжа к городу. Где-то посередине этого двухкилометрового пути, прямо на утесе нас поджидали несколько симпатичных при первом приближении бунгало. Сторговались на 300 Rs. Точнее, торговался Мохит, а мы молча присутствовали. Вообще, вопрос о том, как найти дешевое жилье в Гокарне, решается здесь на раз-два.
К слову сказать, до города мы тоже доехали. Много туристов останавливается на улице вдоль городского пляжа. Но предложенные нам гестхаусы не устроили ни ценой, ни видом. Возможно, просто не повезло или плохо искали. Встретили нескольких человек, которые утверждали, что снимают очень приличное жилье да еще и очень дешево.
Так или иначе, лучшего вида, что прилагался к недорогим бунгало, не сыскать во всей Гокарне. Тем более, что его расположение, при наличии собственного транспорта, просто превосходно. Всюду близко.
MG Cottages Relax Inn, сайт, ganesh12885@yahoo.co.in, тел. 9620468182, 9611566273.
Единственное но. Душ и туалет расположены в отдельно стоящих сараюшках с бетонным полом и большим количеством всякой живности вроде насекомых и геконов(маленьких ящериц). Все выглядит довольно опрятно, но просто.
Практически сразу отправились в город. Отдельного описания достойна дорога, связывающая Кудли-бич и город. Точнее, та её часть, которая наиболее близка к Гокарне. Она представляет с собой неширокую тропинку, на которой тяжело разминуться даже двум мотоциклистам. Вдобавок к этому она имеет значительный уклон и несколько «слепых» поворотов. В самом конце нужно буквально протискиваться между каменных стен, чтобы попасть на одну из центральных улиц. Встретить на своем пути моторикшу – совсем плохая примета. А они, хоть и с трудом и металлическим скрежетом, но все-таки довольно часто пользуются этой дорожкой, так как это, можно сказать, одно из самых популярных направлений.
Честно скажу, что Гокарна поражает воображение. Ничего подобного вам не удастся найти во всей Индии. Храмы, монахи, нищие, прохожие, голосистые продавцы, туристы, которые похожи и на монахов и на нищих одновременно, непостижимым образом сплетаются в место с удивительной атмосферой. Урбанизация почти не тронула этот уголок и даже сейчас воздух просто пропитан тысячелетней историей. Кажется, время здесь течет с другой скоростью. Но, к сожалению, вход во все храмы города запрещен для неиндуистов.
За пару дней до нашего визита, Гокарна с размахом праздновала Махашиватри.
Махашиватри – очень важный праздник для индуистов. Символом праздника является лингам. Индуисты верят, что положение Луны и Солнца в этот день увеличивает силу молитвы в 100 раз, а тем, кто соблюдает все ритуалы, обещано отпущение всех грехов и освобождение от цикла перерождений.
От местных узнали, что город был просто переполнен паломниками и туристами. Единственным свидетельством этого события служила громадная колесница, которая почти полностью перекрыла центральную улицу. Протискиваясь вдоль огромного деревянного колеса, ты остро осознаешь скоротечность своей жизни в сравнении с древней махиной.
Гокарна: где вкусно поесть.
Завершив все необходимые туристические ритуалы и вкусив пищи духовной, мы бросили все оставшиеся силы на поиски еды. Совсем недалеко от общественного пляжа мы набрели на самобытное и очень популярное у туристов кафе, Mahalaxmi Restorant. Все хозяйство ведет тамильская семья, перебравшаяся в эти края из Южной Индии и начавшая весь бизнес с нуля. Не думаю, что и на сегодняшний день оно уж очень сильно изменилось с тех лет. Спартанская обстановка это подчеркивает: на ваш выбор – пластиковые стулья или замызганный старый ковёр. Несомненными достоинствами этого места является возможность расположиться на крыше, низкие цены при довольно качественной пище и, конечно же, персонал. Дочки хозяина, исполняющие роль официанток, своими улыбками и дружелюбием могут поднять настроение даже завзятому пессимисту. Единственным негативом служил запах гниющего неподалеку болотца, время от времени доставляемый к нашему столу случайным порывом ветра. В любом случае, вопрос о том, где вкусно поесть в Гокарне, решился сам собой.
Кроме прочего, мы были весьма удивлены, обнаружив там же большую русскоязычную группу. Люд подобрался весьма разномастный: от молоденьких девчонок до тяжеловесных и умудренных опытом тёток. Предводительствовал похожий на Мессию субъект, облаченный, как и полагается, в рубище и длинную бороду. К его кроткому взгляду поразительно не шла фраза: «Уплочено на 300 рупий. Всё, что сверху, оплачиваем самостоятельно». Благодаря англоязычной беседе с Мохитом, какое-то время оставались незамеченными. Но было жутко интересно, что за сектантская необходимость собрала их всех вместе. Вышли из тени, заговорив по-русски. После нескольких вводных фраз, они набросились на нас с вопросом: «А что там по Крыму слышно?». Узнав, что мы уже около месяца путешествуем, быстро потеряли к нам интерес. Но нам уже удалось выяснить, что эта группа, которая по путевки приехала в Индии, чтобы позаниматься йогой. Живут они в фанерных бунгало без удобств, но с питанием. Экскурсии оплачиваются отдельно. 14 дней в позе собаки обошлись им почти в 90 000 руб.(!) на брата, включая перелет. Причем, даже преподаватели йоги – русские. В очередной раз поразились находчивости наших соотечественников.
Вечером отправились любоваться закатом на край мыса совсем недалеко от нашего жилища. Неромантичный Мохит остался по рабочей необходимости. Обнаружили по соседству отдельно стоящее здание, которое, к нашему изумлению, оказалось библиотекой. Причем, расположиться с книжкой можно и снаружи в весьма приятной обстановке. Честно скажу, что для этой страны подобное – невидаль. Кроме Мумбаи, в котором нам встречались специально отведенные студентам места для занятий в центре города и под открытым небом, ничего похожего видеть не приходилось. Забрались на холм и с досадой обнаружили еще нескольких любителей оттенков красного. Двое европейцев полусильного сильного пола мило сидели, взявшись за руки. Пришлось лезть еще выше, дабы не мешать союзу двух любящих сердец. И пусть не говорят, что россияне – гомофобы! Закат был хорош. Ужин тоже. Не могу не отметить местный бирияни (блюдо из риса и курицы), который, на наш вкус, самый лучший во всей Индии (несмотря на то, что это блюдо Северной Индии). Пришли к общему мнению, что нам определенно здесь нравится.
Наутро выехали налегке в Мурдешвар, что примерно в 80 км к югу от Гокарны.
Подробнее об этом можно прочитать в статье “Индия. Мурудешвар (Мурдешвар). Статуя Шивы и самый высокий гопурам”
По возвращении, кинули вещи и отправились на поиски старинного друга Мохита, итальянки по имени Марзия. Она прислала Мохиту сообщение неделю назад, что будет на Кудли-бич в этот день. Больше связи с ней не было, телефон молчал. Наудачу зашли в несколько кафе на пляже, поспрашивали. Никто не видел 40-летнюю даму, подходящую под описание. Все же удача нам улыбнулась, и мы просто встретились на пляже.
Марзия много путешествовала. Список посещенных ею стран обширен и постоянно пополняется. Но она очень любит Индию. Мохит называет её «Шанти леди», потому что она постоянно употребляет «шанти-шанти» в конце своей речи. Надо сказать, что с итальянским акцентом это звучит очень занятно.
Позабавил рассказ Марзии о первом опыте Couchsurfing (кстати, про наш первый опыт Couchsurfing мы писали здесь) Из первых уст:
«Решила я, значит, попробовать эту тему. Много о ней слышала от путешествующих, но самой пользоваться не приходилось. Как раз нужно было остановиться на некоторое время в городе Маргао, где с гостиницами как-то не очень, да и скучно было, хотелось общения. Написала запрос. Ответили очень быстро, несмотря на небольшое количество пользователей. Средних лет индус встретил у самого вокзала. Пока шли к дому, разговор как-то не клеился. А после его замечания: «Ты знаешь, что многие используют Couchserfing, чтобы заняться сексом?», и вовсе умерла. Пришли домой. Он почти с порога сообщил, что с отдельным диваном ничего не получится и спать им придется вместе. Лёгкая тревога начала перерастать в панику, но я взяла себя в руки и не подала виду. Как только легли, притворилась мертвой. Помогло. Утром он ушел на работу. Проснувшись, я попыталась выйти из квартиры. Не удалось. Оказалось, что уходя, он запер дверь. Смирившись с кармой, провела весь день дома, дожидаясь «гостеприимного хозяина». Пока ждала, было время подумать. Решила доиграть свою роль до конца. Вечером вместе сходили поужинать в ресторан. Я платила. То же самое было и утром за завтраком. Слава Богу, поезд тоже отправлялся с утра! После этого приключения прикинула, что потратила на прокром хоста больше, чем стоимость номера в гестхаусе. О качестве полученных эмоций судите сами. Короче, не моё это».
Вечер утонул в праздности. Болтали, фотографировались, любовались закатом.
Уже затемно все вместе завалились в кафе рядом с нашими бунгало.
Уютная атмосфера, вкусная еда и обходительный персонал сделали свое дело, и мы, в дальнейшем, ужинали только здесь.
Марзия, по её же словам, имела только одну вредную привычку, запрещенную во многих странах, исключая Голландию. Надо заметить, что подавляющие большинство отдыхающих в Индии туристов так же ей подвержены. Вредная привычка оказалось к тому же и заразной. Остаток вечера стал похож на лоскутное одеяло и воспоминания больше напоминают сюрреалистическую картину.
Утром провожали Мохита. Ему предстояло добраться до Маргао, купить билет на поезд и отправить этим же поездом мотоцикл. Прощались очень тепло, очень сдружились за неделю, проведенную вместе. Он даже обещал вернуться, если мы будем кормить его три раза в день.
Ближе к полудню мы решили развеять тоску расставания и отправились бродить по мысу, где встречали закат.
В планах было добраться по самому краю берега до Кудли-бич. Уже начинало порядком припекать, но мы наивно полагали, что справимся в течение часа и даже не позаботились о питьевой воде. Первую часть маршрута преодолели очень легко. Двигаться по натоптанным тропинкам по нижней части мыса вдоль обрывов и огромных валунов было одно удовольствие. Через некоторое время все тропинки сбились в одну дорожку, которая, почему-то, не стала от этого шире. Более того, чем дальше мы продвигались, тем уже и нехоженей она казалась. Вместе с тем берег становился все круче и круче. Несколько раз останавливались в задумчивости: «Не повернуть ли обратно?». Солнцепек и жажда стали приносить уже ощутимое беспокойство. В какой-то момент тропинка и вовсе пропала. Она фрагментами угадывалась на склоне, взбираясь все выше и выше. Порою, чтобы преодолеть участок подъема, приходилось не на шутку попотеть, цепляясь руками за растения и следить за тем, чтобы опорная нога не соскочила с камня или не оказалась на предательски опасном песке или глине. Начало темнеть в глазах от жары и усталости, но пути назад уже не было. Не менее получаса нам потребовалось, чтобы выбраться на более-менее пологое место. В итоге, мы вывалились в начале пляжа, спустившись по очень крутому, поросшему деревьями, склону. Попутно напугали своим видом нескольких туристов (мокрые от пота, с красными лицами и с паутиной в волосах).
Гокарна: пляжи.
Выпитая залпом бутылка воды, водные процедуры и легкий ланч привели нас в чувство и мы отправились дальше. Все четыре пляжа: Кудли (Kudle), Ом(Om), Халфмун(Half Moon) и Парадайз (Paradise или Full Moon), располагаются один за другим и в такой же последовательности уменьшается количество и доступностей жилья и питания. Добраться от первого до последнего можно по береговой полосе в течении 3 часов, каждый раз преодолевая лесистые холмы, отделяющие один пляж от другого. У нас хватило времени только на Ом-бич.Этот пляж в виде священной буквы Ом из санскрита определенно достоин внимания. Нам показалось очень занятным, что он как бы разделен незримой чертой на две часта: одна принадлежит иностранцам, другая – индусам. Непонятно по какой причине, но эта граница четко прослеживается. Только шёл в окружении местных, а через минуту – вокруг одни иностранцы. Закатом любовались с мыса между Ом и Халфмун. Обратную дорогу пришлось преодолевать уже в темноте. Путь по пляжу даже в темноте – детская забава. Но как только мы вошли полосу леса, отделяющего Ом от Кудли, стало не до шуток. Выбрать нужную тропинку оказалось проблематично. Пару раз выбирали ложное направление, приходилось возвращаться. Стемнело настолько, что выручал только фонарь. В итоге, все равно взяли не ту, с которой пришли. Благо, направление выбрали верное и через некоторое время выбрались к бунгало, чуть в стороне от Кудли. Получасовой путь до нашего отеля прошёл под эгидой местной и немного опасной фауны. Встретившиеся нам скорпион и змея, добавили некоторое оживление в уже теряющее остроту путешествие.
Этой же ночью знакомство с местной природой продолжилось. Как уже упоминалось выше, бунгало сделаны из деревянных щитов. Конструкция такова, что большое количество щелей позволяет множеству мелких насекомых (втч комары, муравьи) проникать внутрь. Наличие москитной сетки над кроватью должно это как-то компенсировать. Лера проснулась ночью от того, что одна из её рук жутко, нестерпимо чесалась. Оказалось, что во сне она случайно прислонилась рукой к москитной сетке. С утра насчитали не меньше 19 укусов на площади 4 см2.
Гокарна, день не первый. Следующий день посветили двум оставшимся пляжам, Халфмун и Парадайз. Идти тем же маршрутом было скучно и неинтересно. Решили зайти с другой стороны и отправились в путь на мотоцикле. Пыльная просёлка долго петляла между деревьев, но так и не привела нас к цели. Навигатор подсказал нам, что надо бы уже возвращаться, де едете не туда. Спорить не стали, повернули обратно и в поисках пути к Парадайз, повернули на самую наезженную дорогу, которая, как нам казалось, должна была привести к намеченной цели. Миновав открытые ворота, через несколько сот метров мы уперлись в несколько ухоженных домиков и навес с парой мотоциклов. Припарковались, начали осматривать местность на предмет указателя или озарения свыше. В отдалении показалась местная женщина, двигающаяся в нашем направлении. Мы обрадовано поспешили ей на встречу. По английски она не говорила, но мы надеялись, что уж слова «Бич» и «Парадайз» точно ей знакомы. Поэтому мы отбросили все остальную шелуху ненужных слов и стали налегать на эти два. Видимо количество все-таки перешло в качество, и она, махнув рукой, повела нас за собой. Оказывается, обрадовались мы зря. Она привела нас к индусу, который говорил на иностранном языке лучше нее, т.е. знал два слова -«private property». Это означало, что наше присутствие здесь крайне нежелательно. Плюнув, мы вытолкали наш байк за ворота, но с другой стороны, которая нам казалась ближе к пляжу, и отправились искать путь к воде самостоятельно. Поднявшись на холм по единственной тропинке, мы обнаружили дом и сидящего в кресле хозяина. Им оказался дородный, по-европейски одетый господин, который вежливо и на понятном английском поинтересовался: «Какого черта мы тут забыли?». Выслушав наш рассказ, он еще раз повторил так любимое индусами «Private property» и добавил, что раз уж мы все равно здесь, то можем воспользоваться неприметной калиткой, единственным путём к пляжу сквозь сплошную каменную стену. И даже выделил нам провожатого. Указанная тропинка действительно привела нас к пляжу. Пройдя через нестройный ряд палаток, мы вышли к берегу. Некоторое количество разрушенных каменных построек, мусор и недоумевающие взгляды хипующих здесь людей составили основное впечатление от этого места. Вокруг довольно-таки грязно. Толи обитающие здесь не особо заботятся о том месте, где живут. Толи приезжающие туристы наплевательски относятся к месту временного проживания отдыхающих. Попадались там и занятные субъекты. Одна субтильная дамочка ни чуть не стесняясь ни нас, ни партии туристов, прибывших на лодке с основных пляжей(да-да, так тоже можно!), купалась в чем мать родила и явно чувствовала себя как дома. По пути обратно снова пришлось пренебречь правом частной собственности. Калитка оказалась закрытой, пришлось перелазить.
На обратном пути заскочили на Халфмун. Бросили байк на развилке, дорога (читай, широкая тропинка) к нему не внушала доверия. Идти оказалось не близко, километра 3 в одну сторону. На пляже мы обнаружили один шейк и место для ночевки. Впечатлить нас у него не получилось. В этот раз закат досматривали с крыльца нашего домика. Спасибо, Гокарна!
Подытожки
Количество дней, Гокарна: 4
За это время преодолели: 260 км
Посетили: Мурудешвар (Murudeshvara), Кудли (Kudle), Ом(Om), Халфмун(Half Moon) и Парадайз (Paradise или Full Moon).
Хотели бы посетить: Cafe Prema (многие хвалят, располагается недалеко от Mahalaxmi Restorant).
(+): относительное уединение (почти нет «пакетных» туристов); уникальная атмосфера; возможность совмещать пляжный отдых и длительные пешие прогулки; чистые пляжи(за исключением городского); прекрасное место для спокойного времяпрепровождения.
(-): небольшой выбор жилья с «улучшенными» условиями проживания; огромное количество комаров (репелленты обязательны!).
Наши расходы, руб.:
Итого: ≈2855 руб.
[…] (наш друг-индус, с которым мы путешествовали в Гоа и Гокарне) написал нам, что по местным новостям передали, будто […]