О чем сидит Шива.
Мурдешвар или Мурудешвара (Murudeshwara) – небольшое поселение на побережье к Югу от Гокарны, знаменитое статуей Шивы и высоким гопурамом перед входом в храм. Название этого места упоминается в древнем индийском эпосе «Раманьяна», а также является одним из имен Шивы (коих более 1000). Многие уверены, что эта статую является самой большой статуей Шивы в мире (высота – 37м), но это не совсем так. Мурудешварский Шива (Shiva of Murudeshvara) является самой высокой статуей, изображающего Шиву сидящим. Самая же высокая статуя Шивы (находится недалеко от местечка Бхактапур, что в Непале. Kailashnath Mahadev имеет высоту 43,5 м и изображает Шиву в полный рост. Также примечателен и гопурам Раджа(Raja) (пирамидальная постройка перед входом в храм). В первоначальном варианте его высота составляла 71,93 м. По этому показателю гопурам занимал почетное второе место, после гопурама в храме Sri Ranganathaswamy Temple (Шрирангам,Тричи, штат Тамил-Наду), построенного в 1987 г. и возвышающегося на 74,1 м. Но в 2008 г. была сделана надстройка, благодаря которой этот гопурам стал самым высоким в Индии и в Азии (75,9 м). Интересно, что 21-этажный гопурам был построен на средства бизнесмена и филантропа Р.Н. Шетти. На его постройку ушло около 8 лет (1990-1998). В будущем, на 21 планируют открыть музей. Считается, что изначально здесь находился храм, датируемый 1542 г.
Двигались настолько быстро, насколько позволяла дорожная обстановка. Трасса была загружена не слишком сильно. Но несколько подъемов-спусков вкупе со слепыми поворотами собирали, порою, целый караван из автобусов и грузовиков. Ширина дороги с легкостью позволяет разминуться двум большегрузам, но не более того. Поэтому пару раз приходилось в срочном порядке съезжать на обочину и освобождать полосу для автобусов, лихо вылетающих из-за поворота в попытке обогнать ярко раскрашенный грузовик. Оригинальный способ выставлять аварийный знак также создает опасность для мотоциклистов. Водители просто обкладывают фуру крупными камнями по всем периметру. А так как слово «обочина» отсутствует в словаре местных дорожников, то одна полоса перекрывается полностью.
Так или иначе, докатили за каких-то полтора часа. На повороте к храмовому комплексу пришлось дожидаться отставшего Мохита. Он нагнал нас только минут через 20 с историей о том, как он перепутал повороты и немного заблудился. И, с горя, наелся местного очень дешевого стритфуда. Вообще, Мохит очень любит поесть, каждый раз оправдывая свою прожорливость желанием попробовать что-то новенькое.
Мест для парковки рядом с храмом хоть отбавляй. Так же как и туристов. Как результат, у индуса, который присматривал за обовью, обнаружилось интересное хобби, коллекционирование монет из разных стран. Узнав, что мы из России, с гордостью продемонстрировал нам 100 руб. купюру. Это 160 Rs при стоимости услуги в 5 Rs! Дорогие соотечественники, и после этого вы возмущаетесь, что с вас дерут втридорога? Солнце было уже в зените, и все вокруг с удвоенной силой впитывало его лучи. Каменные плиты на подходе к храму преуспели в этом лучше всех. Поэтому складывалось впечателние, что люди настолько сильно хотели увидеть божественный лик, что просто бросались бежать. Мы последовали их примеру.
Быть здесь вместе с Мохитом оказалось очень интересно. Он охотно делился с нами своими познаниями в индийской мифологии (религии?). Все его истории о происхождении и значении тех или иных божеств очень хорошо ложились на окружающую обстановку.
Сразу за огромным гопурамом располагается основной храм, где проходят все религиозные службы. Мохит решил приобщить нас к индуизму и заказал пуджу. Как только мы внеси необходимую сумму в кассу (пуджа отличается по стоимости, используемым ингредиентам и продолжительностью), брамин решительно потащил нас в сторону от всех. Там он усадил нас на пол и начал читать текст нараспев, который нам необходимо было повторять. После этого каждый из нас по очереди произнес имена своих родителей и близких родственников, которые брамин повторял, присовокупив что-то на санскрите. Возможно, что-то про здоровье и долгие лета. Дальше требовалось сложить ладони определенным образом (развернуты вверх, одна над другой, правая над левой) и серебряной ложкой плеснул немного воды, которую он зачерпывал из медного сосуда. Воду требовалось выпить. Я не рискнул и просто смочил губы. Лера же выпила и была награждена болями в животе на следующий день. Хотя, возможно, это только совпадение. В любом случае, было интересно.
На Шиву можно любоваться снизу, а можно и подняться на лифте на один из этажей гопурама.Само собой, за определенную мзду (20 Rs). Изнутри гопурам выглядел еще более интересно, чем снаружи. Полы, выложенные плиткой, пластиковые окна, ну и, само собой, лифт как бы призваны были растоптать все очарование этого места. Туристов было много, окон мало. Это создавало определенный дискомфорт. Мохит как-то произнес такую фразу: «Вы, русские, смотрите на Youtube ролики о том, как люди нарушают правила и удивляетесь этому. Мы же смотрим те ролики, где люди следуют им». Поэтому мы, недолго думая, перелезли через ограду и спустились на пару этажей ниже. Вид отсюда был такой же, но кроме нас – никого.
По всей территории храмового комлекса можно обнаружить различные скульптуры, связанные с легендами об этом месте.
Прямо под статуей Шивы располагается круглая панорама, в которой представлены сцены из “Раманьяны”. Панорама илюстрирует одну из частей, в которой демон Равана (живущей на тогда еще не острове Ланка и сильно почитающий Шиву) польстился на могущество Шивы, которое заключалось в лингаме. Равана получил лингам, но при условии, что лингам по пути на Ланку не коснется земли. Другие боги испугались могущества, которое получил Равана, и с помощью обмана (спасибо Богу Ганеше), сделали так, что лингам коснулся земли. Лингам намертво врос в землю, но Равана не смирился и начал тянуть изо всех сил. Лингам деформировался, но остался на том же самом месте. При деформации он принял форму, напоминающую коровье ухо (дословно – Гокарна (альтернативная версия происхождения названия)). А на том месте, где остался стоять лингам, появился храм Махабалешвара (Повелитель великой силы). Пересказано с вед коротко и своими словами. Вобщем, отправились мы смотреть понораму. За небольшую плату (20 Rs) мы попали в стилизованное под пещеру помещение. Под тусклым светом ламп и озвучку на хинди, мы потопали по кругу, попутно читая википедию и стараясь разобраться в хитросплетениях божественных отношений.
Обедали в Мурдешваре. Рекомендовать ничего не станем, т.к. с кафе нам не повезло. Пища оказалась одновременно и не вкусной, и очень острой. Правда, совсем рядом с храмом видели приличный на вид туристический (и, возможно, дорогой) ресторан. Так же быстро доехали обратно. Попутно заехали на местную ж-д станцию, поинтересоваться возможностью отправить Мохита вместе с мотоциклом обратно в Мумбаи. Оказалось, что сделать это можно только из Маргао.